УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ.
Необходимо учитывать, что «субъект—субъектные» отношения дошкольного учреждения (в широком смысле) предполагают:
1) гуманные взаимоотношения воспитателя и воспитанника, родителя и ребенка как самостоятельных личностей, требующих уважительного отношения друг к другу;
2) гуманные взаимоотношения между воспитанниками, которые являются результатом специальной воспитывающей и обучающей деятельности наставника в группе.
В соответствии с этим педагогам можно предложить два вида рекомендаций с целью:
* формирования гуманных отношений в общении между воспитанником и воспитателем;
* формирования гуманных отношений в общении между воспитанниками.
Важно помнить, что эти рекомендации должны быть обязательно, использованы в системе как две стороны одного и того же процесса.
Методические рекомендации воспитателям, направленные на формирование гуманных отношений между воспитателями и детьми:
1.Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
* обращайтесь по имени;
* занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стуле...);
используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).
2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени.
Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.
* Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
* Не возникает ли желание его перебить?
* Не ловите ли вы себя на мысли, что то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
* Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.
3. Следите за собственной речью. Помните, что она — отражение вашей личности.
Проанализируйте собственную речь:
* исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
* обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
* постарайтесь избавиться от слов -«паразитов» («ну», «значит», «в общем» и т.д.)
Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрация расположенности»: спокойное внимание, улыбка, контакт глаз," ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.
5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение, Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?
6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату.;
Понаблюдайте за собой:
— как часто вы улыбаетесь детям;
— способны ли вы смеяться вместе с детьми;
—- как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.
Учитесь видеть себя со стороны:
* чаще анализируйте собственную деятельность;
* стремитесь ставить себя на место ребенка;
* развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.
Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение.
Для убеждения вам необходимо:
* быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
* ясно и понятно излагать доводы детям;
* проявлять выдержку и терпение.
Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.
9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна" высокая подражательность.
10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей.
Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:
* требований («Не мешайте», «Перестаньте ссорится»);
* наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
* нотаций («Сколько раз тебе можно повторять?»);
* оценки, которые несут в себе характер иронии («Ну я таки знала, что это сделал опять Петров»);
* возмущения («Вы только посмотрите, что вы наделали!»);
* предвосхищающей отрицательной оценки («От тебя никогда ничего хорошего не дождешься!»);
* вопросов к детям: «Кто разрушил постройку?», «Кто ударил?».
Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему.
Используйте следующие приемы:
* предвосхищающую оценку («Я уверена, что ты так больше не поступишь»);
* ориентацию на самих детей («Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват»);
* выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику («Почему ты так поступил?», «Расскажи, как это произошло»);
* разъяснение («Я вам сейчас расскажу, что произошло»).
11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:
* непонимание психологической ситуации, настроения детей;
* недостаточная саморегуляция;
* несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальности атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;
* механическое копирование стиля общения коллег.