Возрастные кризисы в развитии ребенка: секреты общения родителей
Еще вчера ваш ребенок был послушным, ласковым, а сегодня его словно подменили: он не слышит не единого вашего слова, делает все наперекор, капризничает и закатывает истерики. Знакомая ситуация? В таком случае, уважаемые родители, вас можно поздравить – вы стали свидетелями возрастного кризиса – закономерного и необходимого этапа взросления ребенка, становления личности.
Кризис семи лет
Данный возрастной кризис совпадает с периодом интенсивного физического роста ребенка, совершенствования тонкой моторики рук. И как раз в это напряженное для организма время меняется социальный статус малыша – он становится школьником.
Рекомендации по преодолению кризиса ребенка 7 лет
1. Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительских требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
2. Измените свое отношение к ребенку – он уже не маленький, поэтому внимательно относитесь к его мнениям и суждениям, старайтесь его понять.
3. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять ребенка, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ним возможные последствия его действий.
4. Очень важно для преодоления кризиса вносить больше оптимизма и юмора в общение с детьми, это всегда помогает.
Слова, которые надо говорить ребенку 7 лет
- я люблю наблюдать за тем, как ты растешь;
- я буду рядом с тобой, чтобы проверять границы твоих возможностей;
- я люблю тебя таким, какой ты есть;
- мне нравится, что ты мальчик/девочка;
- плакать можно, несмотря на то, что ты уже подрос;
- ты можешь задавать вопросы, если тебе что-то непонятно, если что-то смущает тебя.
Кризис подросткового возраста (13-16 лет)
Наиболее выраженные физиологические и психологические изменения у детей происходят в 12-15 лет. Подросткам-мальчикам в этом возрасте свойственны возбудимость, несдержанность, нередко агрессивность, у девочек преобладает неустойчивость настроения. Стремление к самостоятельности, вернее, независимости от взрослых, потребность в самоутверждении нередко толкают подростка на рискованные поступки. Не умея отличиться в учении, творчестве, спорте, утверждаются, приобщаются к курению, алкоголю, наркотикам, вступая в ранние половые связи. Для подростков типичны реакции группирования, т.е. стремление к времяпрепровождению в группе сверстников – это для них тоже один из способов самоутверждения.
Подросток требует не меньшего, а, может быть, даже большего внимания родителей, чем первоклассник. Но относиться к нему надо не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому человеку. Если хотите от него чего-то добиться, не навязывайте безапелляционно свое мнение, а постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его как свое собственное.
Развитие мира в целом и каждого человека в отдельности состоит из цепочки кризисов и относительно стабильных периодов. Считается, что ребенок, не переживший кризиса, не будет полноценно развиваться дальше. Поэтому кризис и развитие – понятия, не отделимые друг от друга. Чтобы наблюдать позитивные изменения в ребенке, нужно постоянно сравнивать его с ним самим – таким, каким он был раньше.
Возрастные кризисы закономерны. Однако протекать они могут по-разному – и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно. И зависит это не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большой степени от условий, в которых он живет, от его воспитания. Можно почти гарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возможные кризисы, если самим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царит доброжелательная, спокойная атмосфера.
Удачи вам, дорогие родители!
Физическое наказание детей следует избигать!
1. Самое правильное воспитание – воспитание без наказаний.
2. В гневе нельзя наказывать ребенка. Негативные эмоции, крик свидетельствуют о потере уважения и любви к нему и пробуждают ответную реакцию – обиду, злость, ненависть. В то же время спокойствие, уравновешенность, самообладание показывают ребенку, что родители – сильные, умные и авторитетные взрослые люди.
3. Никогда не надо бить ребенка рукой. Руки родителя должны выражать любовь, поддержку и помощь, а не вызывать страх, ассоциации с болью и унижением.
4. Каждое наказание должно быть обосновано. Ребенку обязательно надо объяснить, почему его наказали. При этом он должен понять, что мотив таких мер – забота о нем и его жизни, уважение к его личности. Родители должны предложить ребенку сделать выбор: послушание или зло с последствиями.
5. Физическое наказание возможно как крайний и редкий способ воспитания. Если ребенок в детстве испытывает метод наказания лишь несколько раз, он поймет степень серьезности последствий своих отрицательных поступков и действий. Если же физическое воздействие станет обычным делом, оно потеряет воспитательный эффект и приведет к негативным результатам и последствиям.