Детство является самым важным этапом становления личности в жизни каждого человека. В этот период происходит формирование значимых для человека личностных ценностей, которые будут определять качество его будущей жизни. Но вместе с тем, в детстве ребёнок в силу своего возраста зависим от родителей, нуждается в их поддержке и защите. Но в современном мире многие дети вместо понимания, заботы и поддержки, сталкиваются с насилием, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны значимых для них взрослых – причем часто этими взрослыми являются родители, родственники или близкие друзья.
Если в семье кто-то из родителей проявлял насилие, то ребенок с большой долей вероятности усвоит такую же модель поведения. Если мальчик отождествляет себя с отцом, который бил мать, а девочка – с матерью, которая страдала от насилия, то в будущей супружеской жизни этих детей значительно возрастает риск повторения подобной схемы отношений, а также передачи такой модели детям. Возникает замкнутый круг: насилие порождает насилие. Дети всегда знают о насилии в семье, хоть и не называют его таким словом. Они могут не отдавать себе отчета в причинах ссор и скандалов, но понимают: происходит нечто плохое. Они видят и слышат, как отец унижает мать, и нередко боятся, что мама может умереть. Они слышат, какими напряженными и холодными голосами разговаривают родители за ужином, или какое тяжелое молчание повисает за столом.
В семьях, где нередко прибегают к насилию, дети начинают чувствовать свою вину и ответственность за то, что происходит в семье. Чувствуют страх и свою незащищённость от того, что они сами, как и их близкие, могут пострадать от насилия. В сфере тонких эмоций проявляется подавленность и беспомощность от того, что дети не в силах изменить или повлиять на то, что происходит в семье.
На фоне этих переживаний у детей ухудшается поведение, они отказываются ходить в учреждения образования из опасения, что кто-нибудь может узнать о происходящем в их семье. Проявляют чрезмерную агрессию или наоборот, становятся слишком пассивными. Стараются реже бывать дома, чтобы не участвовать в конфликтных ситуациях между родителями. В итоге дети становятся жестокими, они способны специально причинять боль другим детям или животным.
Рекомендации родителям
Не пора ли нам задуматься о своих методах воспитания, которые применяет каждый из нас по отношению к своим детям? Проанализировать способы самоконтроля, которыми мы пользуемся в различных конфликтах? Таких вопросов возникает очень много, когда сталкиваешься с различными ситуациями из жизни людей, в которых причиной психических страданий детей или их гибели стало именно насилие.
Чтобы избежать негативного влияния на своих детей, необходимо устанавливать с ними доверительные отношения. Многие родители задумываются о том, как построить такие отношения с детьми. Это очень верный подход, потому что такие отношения помогут детям справиться с трудностями, возникающими у них вне дома: в детском саду, в школе, на улице.
Уделяйте ребёнку больше времени, суть этого заключается в том, что родители или один из них проводят с ребенком, например, 20-30 минут в день, занимаясь тем, чем он захочет. Это время предназначено не для воспитательной или дисциплинарной работы, а для налаживания отношений. Ребенку можно сказать следующее: «Мне кажется, мы слишком мало времени проводим вместе. А ведь для меня так важно общаться с тобой. Давай сделаем так: каждый день у нас будет такое время, которое мы станем проводить вместе. Чем бы ты хотел в это время заниматься?» Если каждый день отводить пару десятков минут для общения со своим ребенком (во время игр, совместной деятельности, прогулок, бесед и т. п.), это укрепит и улучшит ваши отношения с ним, а также защитит его от многих проблем в будущем.
Разрешайте ребенку высказывать собственное мнение. Родителям хочется, чтобы их дети были уверенными в себе и самостоятельными, умели высказывать и отстаивать свою точку зрения. При проведении семейных советов следует предложить ребенку высказать свое мнение по поводу обсуждаемой темы, и, пока он говорит, не перебивать и не комментировать его. Конечно же, это надо делать не для проформы, а будучи готовым иногда принимать точку зрения ребенка и действовать в соответствии с ней.
Умейте слушать ребенка. Нужно стараться больше слушать и меньше говорить, выражать заинтересованность: «Я понимаю», «Это интересно», «Что в этот момент ты чувствовал…» При этом следует искренне вникать в смысл слов ребенка, задавать вопросы, уточнять непонятное, обращать внимание на жесты и мимику ребенка, поскольку не все можно выразить словами. По окончании рассказа можно подводить итоги, делать обобщения: «Главное в том, что ты сказала…», «То есть, получается такая ситуация…», «Если я правильно тебя поняла...».
Это три из самых эффективных и значимых способа к налаживанию доверительных отношений с ребёнком. С самого раннего возраста ребенок должен знать, что его всегда выслушают, дадут ему совет и не осудят. А также смогут понять чувства, которые он испытывает. В этом случае ребенок будет делиться с родителями своими радостями и бедами, и, главное, у него будет самое важное детское чувство – чувство защищенности.