Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Наша история

Дата: 27 октября 2022 в 21:27, Обновлено 29 октября 2022 в 22:12
Автор: Ус Г. Д.

История государственного учреждения образования

"Мокрянская средняя школа»

Введение…

С каждым днем, система образования меняется, формируются новые формы и методы обучения, систематизируется и накапливается опыт учителей, разрабатываются новые оценки знаний, умений и навыков учащихся. Однако неизменным остается жизнь школы, ее учителя, ученики...

Со временем школа стала не только местом, где ребенок получает самые первые, а потому и самые важные знания, но и своеобразными «яслями» науки. Уже в стенах школы ребенок начинает проводить свои первые исследования в областях интересующих как его, так и людей его окружающих.

В последнее время огромный интерес в исследовательской работе уделяется местному краеведческому материалу. Именно поэтому попытка исследовать историю родной школы, по моему мнению, вполне оправдана, тем более, что для этого есть веские обстоятельства: Мокрянская средняя школа является одной из старейших школ Быховского района, да и Могилевской области в целом. В 2001 году ей исполнилось 150 лет. За этот период времени школа пережила войны, революции и другие события, которые остановили жизнь многих учебных заведений. Из стен школы вышли в новую жизнь сотни выпускников, которые в последующем стали героями войны и труда, известными учеными, исследователями, талантливыми руководителями и просто хорошими людьми.

Из года в год школа встречает новых учеников, дает им знания, учит быть настоящими гражданами своей страны, прививая патриотизм и развивая в учащихся иные высокоморальные качества. Оглянуться в прошлое, исследовать и проанализировать историю родной школы - это, в первую очередь, попытка осмыслить историю своего Отечества сквозь призму истории школы, показать становление системы образования на территории Беларуси, раскрыть узловые вопросы исторических событий периода середины 19 - начала 21 веков, прошедших на территории нашей страны.

Мокрянское трехклассное народное училище было открыто 29 декабря 1851 года и являлось вторым по счету училищем в Быховском уезде. До 1898 года Мокрянское училище размещалось в общественном доме, бывшей корчме, рядом с православной церковью. Весьма занятна история возникновения училища: этот дом был передан под училище лишь потому, что священник Мокрянского прихода Носов неоднократно жаловался на крестьян, которые посещали корчму более охотно, нежели церковь. Он добился переноса корчмы в другое более отдаленное место. Здание же было одним из самых больших в селе. Здесь разместились классы и квартира учителя.

Перед начальной школой того времени ставилась задача «утверждения в народе религиозных верований и распространения первоначальных знаний». План народных училищ включал: Закон божий (краткий катехизис и священная история), чтение церковных и гражданских книг, счет (четыре арифметических действия), церковное пение.

Первым учителем и директором училища был Кукишев, который проработал с 1851 по 1872 годы. На содержание училища ежегодно отпускались денежные средства в размере 251 рубль в год из сбора податей с государственных крепостных крестьян. Училище могли посещать дети из населенных пунктов, относящихся к приходу Мокрянской церкви. Это село Мокрое, деревня Тростивец, деревня Сапежинка, деревня Сущев, деревня Холстово, деревня Хутор, деревня Малиновка. Первыми учениками были Комарович Иван Федорович и Писаренко Лион. С 1872 года по 1888 учителем работал Воронович Кирилл Львович, окончивший Могилевскую духовную семинарию. Учителю предоставлялась квартира и жалованье 150 рублей в год. Законоучителем православия в 1869 году стал священник Иоанн Григорьевич Гласко, тоже закончивший духовную семинарию. Воронович К.Л. по отзывам его бывших учеников был образованным человеком, требовательным к учащимся, хорошо владел методикой преподавания предметов.

Приближалось грозное время. Внутренняя политика царского правительства, в особенности социальная, с каждым днем несла великую страну в пропасть. В некоторых регионах России стали проявляться первые недовольства крестьян условиями своей жизни. В 90-х годах отмечаются первые волнения рабочих в Могилевской губернии. В 1898 году забастовали рабочие стекольного завода Быховского уезда.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года положило начало новой русской революции. Вспыхнули забастовки батраков в уезде, отмечались серьезные волнения крестьян. Во время вооруженного столкновения крестьян села Мокрое с полицией был убит 22-хлетний крестьянин Александр Рудковский...

В это богатое на события и весьма неопределенное время в Мокрянском училище работал Короленко Николай Иванович. Родился он на Гомельщине. Трудолюбие и способность в учебе позволили ему окончить Полоцкую учительскую семинарию. В возрасте 19 лет он был направлен учителем в одну из деревень Гомельской области.

В 1888 году Николай Иванович был переведен в Мокрянское народное училище. Еще в 1883 году училище из трехклассного было преобразовано в четырехклассное. Наполняемость классов была большая и здание школы оказалось тесным. В 1898 году было построено новое здание школы, которое сохранилось до сих пор. В 70-е годы 20 века в нем размещался пришкольный интернат и столовая. Здание хоть было и деревянным, но для конца 19 века очень большим, с высоким фундаментом и просторными классами. Оно сохранилось до наших дней. Сейчас в нем располагаются столовая и библиотека школы.

Короленко Н.И. был человеком передовых взглядов. Будучи выходцем из крестьян, он проявлял постоянную заботу о просвещении беднейших слоев населения дореволюционной России, сумел дать образование не только своим детям, но и стремился привлечь в училище максимально большее число крестьянских ребят.

В январе 1906 года в деревне Мокрое состоялись демонстрация и митинг в память о «кровавом воскресенье». Об этом было известно и Короленко, поэтому он отменил занятия в училище, чтобы учащиеся смогли стать свидетелями этого события. Позднее, несмотря на неоднократные допросы в полиции, он не выдал зачинщиков этого политического мероприятия.

В 1910 году остро стал вопрос об открытии в деревне Мокрое двухклассного народного училища с шестилетним сроком обучения. Николай Иванович был одним из самых пламенных сторонников этого необходимого шага. Но на данное мероприятие средств не нашлось. Уже в те годы Короленко думал о трудовом и профессиональном обучении. В 1912 году он предложил общине выделить на нужды училища 1,5-2 га земли, где бы учащиеся могли ставить опыты по выращиванию сельскохозяйственных культур, применять передовую по тому времени агротехнику.

Все этим нововведениям активно противилось местное мещанство, напуганное событиями 1905 - 1907 годов. И только «благодаря» их «стараниям» Мокрянское училище в этот период времени не стало двухклассным, с шестилетним сроком обучения. Не получили учащиеся и землю для своих аграрных изысканий.

Николай Иванович большое внимание уделял экскурсиям. Одна из таких экскурсий для учеников Мокрянского народного училища состоялась в 1911 году. Учащиеся посетили город Могилев. Они увидели электростанцию, исторический и церковный музеи, кинотеатр и цирк города Могилева. Можно представить, какое впечатление у ребят оставила эта поездка, насколько расширился их кругозор...

В это же время в стране все чаще стало веять ветром перемен. Вся огромная Россия к 1917 году стала кораблем, попавшим в ужасный шторм, имя которому - революция...

Новая власть, появившаяся в России в 1917 году, многое упразднила, внесла новое, но школа должна была жить, тем более, что советское правительство с первых лет становления государственности одной из задач своих, объявило ликвидацию безграмотности...

В первые годы советской власти Николай Иванович Короленко активно участвовал в культурной революции, был председателем культпросветкружка, выступал перед населением с докладами, готовил инсценировки, спектакли, являлся членом обществ «Друзья детей», «Долой неграмотность».

Вместе с Н.И. Короленко работали такие замечательные люди, истинные труженики на ниве просвещения, как его дочь Анна Николаевна, Писаренко Дмитрий Леонович, житель деревни Мокрое. Последний окончил учительскую семинарию, с 1912 года работал учителем в Мокрянском училище. С 1914 года участвовал в первой мировой войне. После победы революции вернулся на родину и продолжал работать в школе, позже он станет заведующим учебной частью семилетки.

В 1926 году в стране вводится обязательное начальное образование. Все начальные школы переводятся на четырехлетнее обучение. За годы первых пятилеток значительно выросла материальная база школ, началось осуществление перехода ко всеобщему семилетнему образованию.

За период с 1933 года по 1939 в республике было построено 4 тысячи школ. В 1935 году началось строительство основного здания Мокрянской школы. Это было большим событием в жизни села. На строительстве трудились все учителя, школьники, жители. Всего за 16 месяцев было построено двухэтажное здание с большими классными комнатами.

Здание строилось по типовому проекту того времени, оно было рассчитано на семилетку. В свое время это было одно из лучших школьных зданий в районе. В 1934 году при Мокрянской начальной школе открывается пятый класс, и она начинает называться семилетней. Возглавляет в это время работу школы Баранкевич Фадей Иосифович, уроженец деревни Тростивец, заменивший в 1935 году на этом посту Короленко Н.И., получившего персональную пенсию. Завучем с 1937 года назначается Иваницкая Ксения Тарасовна.

Школа постепенно из семилетней переросла в среднюю. В 1940 и 1941 годах были сделаны два выпуска десятых классов. В 1940 году директором школы назначили Елисея Петровича Сорокина.

Довоенные выпуски школы дали родине много талантливых и достойных людей. Среди них Рудковский Матвей Леонович, матрос Балтийского флота, член Быховского Уездного Военно-революционного комитета, и иные сотрудники этой организации - Наровский Петр Власович, Емельянов-Елкин Дмитрий Романович сыгравшие большую роль в установлении и в последующем строительстве советской власти на Быховщине.

Красницкий Леонид Нестерович, работавший землемером, героически погиб при защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, Рудковский Никифор Федорович- инженер - полковник, Абрамович Николай Мартынович, работавший зам. прокурора Брестской области, Абрамович Данила Мартынович, ветеран войны, майор в отставке, краевед, и многие, многие другие.

Учеником Мокрянской школы являлся и Петр Иванович Баранкевич - секретарь комсомольской ячейки, один из самых активных борцов за красную власть на Быховщине, убитый в 1920 году. Его именем в советское время была названа пионерская дружина школы. Имя Петра Ивановича было увековечено мемориальной доской, которая по сей день находится на фасаде здания школы.

Школа окрепла, наладила определенный темп и уровень работы. После всех перипетий революций и гражданской войны у людей появилась надежда на спокойную жизнь, многие хотели дать знания не только своим детям, но и получить их сами, понимая что за этим стоит будущее...

Приближался июль 1941...

Война пришла на Беларусь, когда уже была завершена культурная революция. Повсеместно было введено обязательное семилетнее образование. В республике появилась педагогическая интеллигенция (нет фактов подтверждающих, что Мокрянскую школу и ее коллектив каким то образом затронули репрессии проводившиеся в СССР в 1930-е - 1950-е годы 20 века). Но все это было разрушено в августе 1941 года, когда наша республика была полностью оккупирована. Учителя ушли на фронт, старшеклассники - в партизаны, а все средние и высшие учебные заведения были закрыты. Вместо них вблизи своих гарнизонов немцы открывали так называемые народные школы, которые должны были обучать только простому счету до 500 и умению написать свою фамилию. Обучать умению читать считалось необязательным и ненужным. Зато на эти школы возлагалась обязанность говорить детям, чтобы никто из них не срывал вывешенные немецкими властями объявления, плакаты, они должны были помогать полицейским собирать советские листовки, отыскивать людей по адресам, расчищать дороги; им внушали, что божья заповедь - подчинение немцам, восхваление нового порядка.

Не удивительно, что фашистские власти не могли найти учителей в такие школы, да невозможно было и собрать детей в такие школы. Там, где народные школы были открыты, за 2,5 года оккупации они проработали не более 3-4 месяцев.

Была попытка организовать такую школу и в деревне Мокрое. Но ни приказы, ни угрозы немецкого командования не помогли: школа не работала.

На месте же старой школы немцы активно вносили изменения. На первом этаже здания, построенного в 1937 году, была размещена конюшня, а на втором сделали общежитие. Все материалы и школьный инвентарь были уничтожены. Здание приспособили под нужды оккупационного режима.

А война продолжалась. На фронтах Великой Отечественной и в партизанских лесах боролись против фашистов выпускники и учителя Мокрянской школы. Более 200 из них не вернулись с поля боя. Среди них Вера Самолетова, Валя Куракина, Василий Бутин и другие молодые герои, отдавшие свои жизни за будущее родины в боях с немецкими завоевателями. В 1976 году недалеко от школы был возведен обелиск, на котором золотыми буквами высечены имена более 200 уроженцев деревни Мокрое, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны.

Третий рейх, несмотря на заверения Гитлера, вместо тысячи лет не просуществовал и двенадцати.

Шёл 1944 год...

Победоносное наступление Советской Армии в 1944 году, удачное завершение операции «Багратион» очистили страну от фашистских оккупантов. Начиналась мирная жизнь! Но на пути жителей освобожденной Беларуси стояло еще много преград. Страна находилось в руинах...

... В 1944 году занятия в Мокрянской школе возобновились. Школу пришлось отстраивать заново, и постепенно она входила в свою рабочую колею. Директором был назначен Елисей Петрович Сорокин, который возглавлял школу и до войны с 1939 года. Во время Великой Отечественной Елисей Петрович защищал Москву, воевал на Ленинградском фронте и вернулся домой в звании капитана Красной Армии.

Учеба шла тяжело. Не было электричества, для печного отопления учителя вместе с учениками занимались заготовкой дров. Классы были переполнены, в каждом по 35-45 человек, занимались в две смены с одной керосиновой лампой на учительском столе. Но дети учились с желанием, жажда знаний покоряла и холод, когда в зимнее время замерзали чернила в чернильницах, и голод, ведь порой не хватало даже хлеба. Несмотря на все проблемы и преграды, в школе кроме уроков проводились предметные вечера, ученики выступали с концертами художественной самодеятельности.

Учащиеся стремились к знаниям. Первый послевоенный выпуск десятых классов состоялся в 1951 году, в год столетнего юбилея школы.

Среди выпускников Мокрянской школы послевоенных лет было немало тех, кто своими знаниями и способностями открыли себе путь в большую жизнь и стали славить родину своими достижениями, а своим трудом продвигать страну вперед к новым достижениям и светлому будущему. Это доктор филологических наук Михаил Иосифович Мушинский, лауреат Государственной премий СССР генерал Николай Иванович Писаренко, заслуженный военный летчик генерал Анатолий Иванович Баранкевич, профессор Белгосуниверситета, журналист Борис Васильевич Стрельцов, корреспондент Белорусского радио Михаил Иванович Рудковский, директор Белкоммунмаша Иван Иванович Сафонов, кандидат медицинских наук Евгений Елисеевич Сорокин, Герой социалистического труда Петр Николаевич Фиткевич, кандидат исторических наук профессор Николай Степанович Сташкевич, заместитель министра сельского хозяйства Беларуси Петр Георгиевич Бутин.

С 1963 по 1966 годы директором школы работал Михаил Александрович Лозакович. В это время была построена котельная, он организовал небольшой ремонт: перекрыли крышу, поменяли рамы, школа была переведена на паровое отопление. Сделана двухэтажная пристройка к школе, в ней построили четыре классных помещения. На территории школы был построен гараж.

В 1966 году школу возглавил Виктор Кириллович Верховцов. Новый директор продолжал благоустраивать школу: были построены мастерские, тир, приобретались наглядные пособия, создавались новые кабинеты. В это время детей учили завуч Жукова В.М., литератор Молчанов С.Д., учительница русского языка Демченко В.М., математик Писаренко И.П., историк Ковалевский М.Х. и многие другие.

С 1968 по 1973 годы школой руководил Бронислав Александрович Гейстер. Для начальных классов было построено здание на две классные комнаты. При нем в школе начинает зарождаться активная работа по военно - патриотическому воспитанию.

Школа стала на ноги, оправилась после невзгод и потрясений стала работать как живой, здоровый организм, давая стране все новых и новых обученных граждан, тех, от кого зависело будущее страны.

С 1973 по 1984 год директором школы был Зайцев Виктор Кондратьевич. В эти годы проводится большая работа по созданию музея боевой славы. Инициатором создания музея был сам директор. У истоков создания музея также стояли Ковалевский Михаил Харлампович, учитель истории, Грищенко Николай Романович, учитель истории, Кореневская Вера Николаевна и Бобцова Таисия Никитична. Материалы для музея собирались и систематизировались учителями и учащимися школы. Музеем осуществляется поисковая работа, организуются экскурсии и встречи с ветеранами 324-ой дивизии, освобождавшей Мокрое. Ученики школы побывали в Чувашии, Москве, Киеве, Калуге.

Пожалуй, такого взлета военно-патриотического воспитания учащиеся никогда не знали, как в те 70-е годы, ставшие историческими. Музей был награжден вымпелом Советского комитета ветеранов войны. Огромная заслуга в процветании музея и исследовательской работе Зайцева Виктора Кондратьевича, который уже не будучи директором школы оставался руководителем музея.

С 1984 года по декабрь 1985 школу возглавляет молодой педагог Фоменок Василий Адамович. Традиции школы продолжались.

В январе 1986 года школу возглавила Бонадысева Людмила Ивановна. Под ее руководством в школе работал коллектив единомышленников. Школа изменила свой облик, она стала уютным, теплым домом для детей. Здание бывшего сельского клуба было переоборудовано под спортзал, здание старой начальной школы адаптировано под актовый зал, благоустроена территория, построен стадион, овощехранилище.

В 1998 году в школе открылся компьютерный класс. Большая помощь школе оказывалась со стороны базового хозяйства- совхоза «Мокрянский». Отремонтированы мастерская и школьные помещения. Но школе требовался капитальный ремонт. В 1996 году райисполкомом были выделены деньги на проведение ремонта. В сентябре ПМК-247 под руководством Баранчука Михаила Ефимовича приступили к работе. Занятия в этот период проводились в конторе совхоза «Мокрянский». За 7 месяцев строители своим неустанным трудом омолодили школу. 1 апреля 1997 года ребята вновь сели за парты в новом уютном здании.

После ремонта школа стала жить своей обычной будничной жизнью. Уроки - перемены, перемены – уроки. За этой последовательностью, однако, стоит тяжелый труд учителей. В начале 21 века обновился коллектив преподавателей. Большинство нынешних учителей Мокрянской средней школы - ее бывшие выпускники. Они хранят и продолжают прививать детям традиции педагогов прошлых лет, соотнося их с нововведениями, которые несет сама жизнь. Почти весь коллектив дипломированные специалисты - педагоги с высшим образованием

29 декабря 2001 года школа отпраздновала свой полуторавековой юбилей. На праздник съехались многие выдающиеся выпускники прошлых лет: профессор Белгосуниверситета, журналист Борис Васильевич Стрельцов, корреспондент Белорусского радио Михаил Иванович Рудковский, директор Белкоммунмаша Иван Иванович Сафонов, кандидат медицинских наук Евгений Елисеевич Сорокин, Герой социалистического труда Петр Николаевич Фиткевич, заместитель министра сельского хозяйства Беларуси Петр Георгиевич Бутин. Все были рады видеть «старую» школу молодой и шагающей в будущее твердыми шагами.

В 2007 году деревня Мокрое стала агрогородком. В школе появился новый компьютерный класс, произвели косметический ремонт, модернизировали многие кабинеты.

В школе произошли и иные изменения. Поменялся директор, новым директором стал молодой учитель истории Лазарев Сергей Анатольевич, изменился и педколлектив, на смену ветеранам педагогического труда пришли молодые специалисты.

Проходит время, но стены старой школы помнят и доброе, и злое, и страшные голоса войны, и радостные крики первоклашек, пришедших первый раз 1 сентября в Мокрянскую школу.

Рассматривая события, связанные с историей школы, можно окунуться в прошлое и взглянуть на исторические процессы с другой стороны. История возникновения школы, ее первые шаги в советское время, послевоенные годы- все это помогает более тщательно разобраться в исторических событиях, представить себе более полную картину исторических процессов, которые имели место на территории Беларуси.

Современная жизнь школы - это становление системы образования в Республике Беларусь, первые шаги школы в новом мире, техногенном, с иными принципами жизни и развития.

Мокрянская средняя школа стала победителем среди сельских школ Быховского района по итогам работы за 2004 - 2005 год. Это только подтверждает то, что школа и сейчас работает в полную силу и занимает достойное место в системе образования.

Хочется верить, что и в будущем Мокрянская школа будет встречать новых учеников, давать им знания, научит их быть настоящими людьми, патриотами своей Родины, и будет выпускать их в новую взрослую жизнь покорять крутые вершины и прославлять родную школу.

Из фондов историко-краеведческого музея

Мокрянской средней школы

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.