Консультация учителя-дефектолога для законных представителей
Почему ребенок молчит?
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем же причина?
Проведенные исследования показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.
Движения пальцев рук в ходе развития человечества тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Для определения уровня развития речи детей можно провести такой опыт: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика «Сделай вот так!» - и показать, как это надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте от 2 до 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: драть каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 минуты ежедневно). С 7 месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. Хорошая тренировка обеспечивается народными играми с пальчиками «Сорока-белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики и кулачки»
Одна из возможных причин задержки в развитии речи – неудовлетворенность ребенка в эмоциональных контактах с окружающими. Некоторые родители считают, что брать ребенка на руки следует как можно реже, разговаривать с еще неразумным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Ребенок предложенные игрушки берет, но не играет с ними, повертев, откладывает в сторону. У такого ребенка острое желание – подойти к взрослому, прижаться к нему, стоять рядом. Неудовлетворенная потребность в общении приводит к тому,
что ребенок растет без инициативным, несамостоятельным, молчаливым, замкнутым.
Задержка развития речи возможна еще по одной причине. К концу первого года жизни – началу второго в словарном запасе ребенка есть несколько слов, очень своеобразных по своему значению и звучанию (аморфные слова-корни). Подобные слова могут надолго сохраниться в словаре и задержать возникновение полноценных слов. Дело в том, что эти слова вполне удовлетворяют родителей, вызывая у них умиление. Поэтому они долго не ставят перед малышом собственно речевую задачу – произнести необходимое, соответствующее предмету и ситуации слово. А значит, ребенок не развивает свои речевые возможности.
Нужно помнить, что и ранее речевое развитие имеет отрицательную сторону. Так, если ребенок в возрасте до полутора лет начинает говорить правильными предложениями, использует недетские слова, родители бывают в восторге и демонстрируют своим знакомым его необыкновенные способности. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоками информации, которая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от излишних впечатлений, в том числе и речевых.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД
ИЛИ
ИЗ ДЕТСКОГО САДА
☀ Что из чего состоит? Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.
☀ Кто кем был раньше? Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком.
☀ Что общего? Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.
☀ Что произойдет, если… Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить.
☀ Один – много. Стоит стул, а стоят…стулья; летит воробей, а летят… воробьи; идет человек, а идут... люди и др.
☀ Назови ласково. Кот – котик, дом – домик, лиса – лисичка, лисонька, дерево – деревце.
☀ Я знаю пять имен. Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена, но и названия животных, цветов, предметов посуды, мебели и т.д.
☀ Обобщаем. Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).
☀ Антонимы. Попросите ребенка сказать наоборот: высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый, быстро – медленно, поднять – опустить и т.д.
☀ Аналогии. Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки.
☀ Консервируем. Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова со звуком М (машина, моль, морковь, магазин, мороженое; затем слова со звуком Мь (мишка, мешок, мир)
☀ Что лишнее? Мама говорит: «В саду растут яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.
☀ Я вижу что-то… Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться: кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.
☀ Загадываем слово. Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать, что это. Пример: Оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняетесь местами.
Зачем учитель – дефектолог задаёт домашнее задание?
Написали мне в тетради трудное заданье.
Папа с мамою сказали: - Что за наказанье?
Часто родители считают, что если ребенок попал в логопедическую группу, то все проблемы решены. Учитель-дефектолог и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??
Родителей все чаще удивляет тот факт, что учитель-дефектолог просит завести тетрадь (папку) для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь (папку) домой и выполнять все рекомендации с ребенком.
Зачем, если учитель-дефектолог и так занимается с детьми практически ежедневно, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в логопедический час?
Давайте разберемся …
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
Занятия с ребёнком дома организовать ух как не просто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители не сильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить. Можно попробывать все это поручить самому ребенку, но это ведь тоже чревато проблемами. Помощь взрослого необходима!!!
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради или папке под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает обоим настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Многие родители приходят к мнению, что педагог просто ленится: не хочет заниматься с ребёнком, свою работу перекладывает на чужие плечи, а на занятиях – наверняка! - занимается только проверкой домашнего задания. Это конечно же не так!
Только при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда. Только при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки.
Семья и детский сад должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый хороший учитель-дефектолог (логопед) не справится с нарушением речи: мы не боги, а педагоги.
У домашних занятий есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня, ребенок привыкает к систематическим занятиях, а, значит, в школе родителям не придется усаживать его за уроки силой.
Какие же задания даёт учитель-дефектолог на дом?
Все задания основываются на материале лексической темы, изучаемой в группе на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях учителя-дефектолога. Этот материал закрепляют и воспитатели - на занятиях по развитию речи, конструированию, лепке, изобразительному искусству, на ежедневных «логопедических часах», проводимых во второй половине дня, и вне занятий – на прогулках, в играх, в свободной деятельности детей.
В домашнем задании можно выделить следующие разделы:
Развитие мелкой моторики, цель которых активизировать руки ребенка, развить точность, согласованность, силу движений пальцев. Это массаж для рук, пальчиковая гимнастика, работа с трафаретами и шаблонами, рисунки, аппликации, вырезание и наклеивание картинок.
Артикуляционная гимнастика: сначала – общая, призванная активизировать речевой аппарат, укрепить его мышцы, затем – специальная, «постановочная» для отсутствующих звуков. Эти упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой). Впоследствии к гимнастике добавляются упражнения на закрепление звука в слогах, словах, фразах и связной речи.
Задания на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
Задания на формирование слоговой структуры слова.
Лексико-грамматические задания, призванные уточнить и расширить словарь детей и научить их использовать в самостоятельной речи полученные знания, умения и навыки. Это упражнения на словообразование («Назови ласково», «Какой сок любишь?»), словоизменение («Один-несколько», «Что есть – чего нет?»), согласование разных частей речи («Мой, моя, моё, мои», «Посчитай до 5 и обратно”) и т.д.
Задания на развитие связной речи: это составление простых и сложных предложений, с предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и одной картине и т.д.
Задания на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения – обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка, печатание букв, слогов и слов под диктовку взрослого и т.д.
При выполнении домашних заданий необходимо знать и помнить следующее:
1)Домашнее задание в логопедическую тетрадь записывает логопед. Выдается тетрадь воспитателями логопедической группы вечером.
2)Выполнять домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки, разминки, чтобы избежать утомления ребенка.
3)Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).
4)При занятиях в выходные дни: не рекомендуем выполнять домашнее задание в воскресенье вечером. Ребенок лучше запомнит материал, если разбить его на небольшие порции: пятница вечером, суббота и воскресенье днем.
5)Взрослый читает задания ребенку вслух.
Ребенок выполняет их устно, а взрослый вписывает в тетрадь ответ ребенка, не корректируя его, именно так, как он сказал
6)Если нет нового задания – повторять старое.
7)Обращаться с логопедической тетрадью бережно, и учить бережному обращению ребенка. Графические задания (раскрасить, обвести, нарисовать), , ребенок выполняет сам, но под руководством взрослого. Это позволит нам сохранить тетрадь аккуратной, красивой на протяжении всего учебного года. Хорошо оформленная тетрадь – это один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия.
Хвалите детей за каждое, пусть даже незначительное достижение.
Помогайте им – но не делайте работу за них.
Выполняйте рекомендации специалистов и не бойтесь спросить у них совета, когда Вам что-то непонятно.
Помните, что ребенок не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Только когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели – научить малыша красивой, правильной речи.
Зачем нужны логопедические задания?
Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании его личности и поведения, поэтому родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что они получат возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений навыков не только при выполнении заданий в тетрадях, но в свободном речевом общении - во время игр, прогулок, экскурсий, в библиотеку, то есть в повседневной жизни.
Домашнее задание ребёнок должен выполнять с родителями в течении 10-15 минут 2-3 раза в день. При выполнении популярных ныне компьютерных логопедических заданий необходимо следить за временем пребывания ребёнка за компьютером: 7-10 минут, не более трёх раз в неделю. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
Задание разбивается на три составляющие части:
- Индивидуальное задание по формированию навыков звукопроизношения;
- Задание по закреплению лексико-грамматических категорий родного языка;
- Задание по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыка чтения (в зависимости от подготовки детей).
Особенно важны задания по формированию навыков звукопроизношения, при выполнении которых у ребёнка вырабатывается самоконтроль за тем звуком, над которым идёт работа на логопедических занятиях.
При выполнении заданий по закреплению лексико-грамматических категорий и развитию связной речи родителям часто рекомендуются различные пособия на печатной основе, которые позволяют разнообразить занятия и избавляют от необходимости искать картинный материал. Но к этим альбомам логопеды-практики используют дополнительные карточки для более серьёзной подготовки ребёнка по лексической теме.
Многие родители делают ксерокопии карточек и используют их для повторения и закрепления материала (в поезде, по дороге в отпуск; в летнее отпускное время). Эти карточки также удобно использовать, если ребёнок болеет.
Учителем-дефектологом может предложить задания и игры с использованием компьютерных программ. Часто они составлены таким образом, чтобы ребёнок выполнял их только в присутствии родителей, которые следуют чётким инструкциям. К компьютерным играм можно приступать только после согласования с логопедом и при условии соблюдения всех требований к работе за компьютером.
Дома родители могут использовать видеозапись артикуляционных упражнений, выполняемых детьми с учётом замечаний логопеда, и следить за выполнением упражнений более осознанно. К тому же от тетрадей, которые необходимо принести в детский сад, запись упражнений всегда остаётся дома.
Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Уважаемые родители!
Желаю вам в работе с детьми терпения,
искренней заинтересованности и успехов.
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей?
Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Очень важно уже с раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и фантазия. А также творчество дарит ребенку силы и уверенность в себе и своих способностей. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». (В. А. Сухомлинский)
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики?
Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток.
А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
- Резать ножницами (желательно небольшого размера).
- Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Делать пальчиковую гимнастику
Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!
Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.
Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.
В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.
Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.
Консультация учителя-дефектолога для законных представителей
Речь ребенка должна быть активной |
Все обращения ребенка, даже тогда, когда он пользуется только жестом, следует переводить в речевое общение. Так, если ребенок, выражая просьбу, протягивает руку к какому-нибудь предмету и молчит, взрослый должен оформить ее словесно: «Тебе киску дать? Скажи: дай киску». Если ребёнок молча подходит и выставляет ногу, всем своим видом показывая, что ему надо надеть ботинок, взрослый не должен сразу выполнять просьбу ребенка, лучше предложить сказать ему, что нужно: «Скажи, что тебе нужно». Полезно давать детям поручения и такого рода: «Витя, пойди попроси у мамы носовой платок, скажи «дай платок» и принеси его мне». После того, как ребенок выполнит поручение, надо, особенно во втором полугодии второго года жизни, спросить, что он принес, куда ходил, где взял.
Слова, которые ребенок слышит ежедневно, быстро запоминаются им. Надо использовать любую возможность для развития речи ребенка. Так при подготовке к завтраку, обеду или ужину, при кормлении малыша следует называть свои действия, предметы, которые ставятся на стол: «Это чашка для папы, это чашка для мамы, это маленькая чашечка для Танечки» Через некоторое время малыш, подражая взрослым, будет и сам говорить эти слова, ставя посуду на стол.
Для стимуляции речи ребенка нужно задавать ему вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Разбирая кроватку ребенка, спросить его: «Куда Алеша сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Постепенно ребенок будет отвечать на такие вопросы сам, у него будут вытеснять из речи упрощенные слова.
Вызвать речевую активность можно и следующим образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: «Это котенок?» такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка желание поправить взрослого, назвать предмет правильно.
Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые привлекают его в данный момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, собираясь на прогулку, бесполезно говорить с малышом об игрушках. Лучше обратить внимание на то, что надо надеть кофту, шапку, сапожки и т.д.
На прогулке ребенок видит вокруг себя много новых, незнакомых, таких привлекательных для него предметов. Вот малыш увидел автомобиль. В этот момент и нужно сказать ему, что это машина, она едет, гудит, что она красного цвета. А дома после прогулки спросить, что он видел на улице.
К концу второго года с ребенком можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он уже хорошо знает. Это развивает не только речь, но и память.
Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных или глаголов, но и других частей речи. Двухлетние дети могут усвоить некоторые качества и свойства предмета – круглый, мягкий, твердый. поводом для знакомства малыша с новым качеством предмета может быть любая ситуация. Так, укладывая дочь спать, мать может сказать: «У нашей Тани кровать большая, а у куклы кроватка маленькая». Указывая на величину, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом, чтобы ребенок видел их: где большая чашка, где
маленькая, где большая ложка – где маленькая. Следует ребенку указывать и на цвет предмета. Дочери купили новое платье. Мать ей говорит: «Какое красивое платье у Светы. Красное!».
Для формирования речи на третьем году жизни важное значение приобретает развитие ориентировки в пространстве. Ребенка в этом возрасте интересует все, что он видит вокруг, начинается пора бесконечных вопросов: «Что? Почему? Зачем?» Вопросы ребенка недолжны оставаться без ответов. Получив ответ, малыш чаще обращается к взрослым, что в свою очередь развивает его речь.
На третьем году жизни ребенок уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда, посуда, продукты, мебель, т.е. те предметы, которые он постоянно видит, которыми пользуется. Однако он еще не всегда знает, как эти предметы называются, для какой цели служат, как ими пользоваться. Взрослые должны не только называть окружающие ребенка предметы, но и указывать на их назначение, обозначать некоторые свойства и качества. «Это лопата. Ею копают землю. Это сахарница. В нее насыпают сахар». Ребенок не сразу начнет использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить их среди других. И лишь при многократном повторении он включит эти слова в свой активный словарь. Чтобы проверить, как ребенок усваивает новые слова, понятия, надо через некоторое время спросить его, что это за предмет, зачем он нужен.
Словарь ребенка этого возраста довольно беден прилагательными. Поэтому следует обращать его внимание на цвет предметов, величину, форму. Вот вы принесли из магазина покупки. Не надо торопиться выкладывать их на стол. Это надо сделать вместе с дочерью или сыном. Вынимая из сумки, например, овощи, надо спросить: «Что это? Какого цвета? Какой формы?» Рассматривая вместе с малышом цветные иллюстрации, картинки, следует спрашивать, сто изображено на картинке, какого цвета, размера, формы предмет.
Если ребенок не знает, то назвать должны сами взрослые. Если на картинке изображено несколько одинаковых предметов, но разные по величине или цвету, то надо спросить, похожи ли предметы, чем отличаются. Так ребенок будет не только запоминать и усваивать величину и цвет предмета, но и научится сопоставлять, сравнивать, объединять сходные предметы.
Расширению словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребенка. Так взрослый, рассказывая, что он делает, одновременно обращается к ребенку с вопросами: «Сейчас мы построим дом для мишки. Из красных кубиков мы сделаем стены. Из каких кубиков будет строить стены?» Все это будет формировать у ребенка коммуникативные необходимые навыки.
Консультация учителя-дефектолога для законных представителей.
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения. При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Работая с дошкольниками с ОВЗ, мы наблюдаем с какими трудностями сталкиваются эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, вымеренности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. У детей с ОВЗ плохо развитые двигательные функции рук. Отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Поэтому работа педагогов и родителей не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму.
Основная наша задача — развитие двигательных и познавательных способностей. Она реализуется через развитие:
1. Двигательной области коры головного мозга: - формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми); - умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; - умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах); - формирование зрительно-моторной координации.
2. Речевой области коры головного мозга: - формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями; - развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия; - развитие координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков; - развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
3. Формирование навыков учебной деятельности: - умение слушать, понимать и выполнять словесные установки; - умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр. Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.
Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга и двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие - смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Различные игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц: сгибательных и разгибательных постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения необходимо проводить для правой и левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.
Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым. Таким образом, повторяя различные игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т.е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности. Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений. Они трудны для тех ребят, у которых слабо развиты моторные навыки. Ребенок с ОВЗ видит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать еще и потому, что он видит уже готовое изображение, но не видел, как его делали. Малышу легче действовать с предметами, вырезать, наклеивать, рисовать, писать и т.д. по показу взрослого. Но в этом случае требуются подробные пояснения.
Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится. Графомоторные навыки:
1. Мелкая мускулатура пальцев: - Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез: - Упражнения на определение правых и левых частей тела. - Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам. - Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3.Рисование: -Занятия по штриховке по контуру, обводка. -Срисовывание геометрических фигур. - Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры. - Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика: - Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Упражнения для развития графомоторных навыков
1. Мелкая моторика:
- работа с пазлами, мозаикой, бусами, конструктором «Лего», игра с волчками, игра «Золушка» (перебирать фасоль и горох) и др.;
- рисование узоров на листе бумаги в клеточку, не отрывая руки от бумаги и не вращая лист;
- вырезание фигур из бумаги разной сложности;
- обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки; маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше.);
- выкладывание фигур, предметов из счетных палочек;
- выкладывание узоров из веревочки;
2. Формирование пространственных представлений, рядоположения:
- конструирование; - расположи матрешки от большей к меньшей;
- пальчиковые игры; - массаж лица, языка, рук;
- штриховки; - работа с мелкими предметами
- построй буквы из пальцев, из других предметов;
- лепка; - аппликация; - рисование.
3. Работа над ритмом: - выполнение упражнений руками на весу, на опоре, одной рукой, двумя руками; - чередование ритма; - акцентуация медленных ритмов в играх.
4. Развитие внимания: - считывание эмоциональных оттенков; - путаницы;
- игра «Найди отличия»;
- создание изображения по точкам, по пунктирным линиям;
-выкладывание картинок в правильной последовательности; - лабиринты;
- отгадывание загадок; - игра «Что перепутал художник?»;
- дорисовывание симметричных фигур;
- чтение детям сказок, рассказов, прослушивание аудиозаписей.
5. Память: - выкладывание 3-4 картинок в определенной последовательности, в какой они предъявлялись; - выкладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности; - игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»; - запоминание 4-5 картинок, а затем их отбор среди других 8-10 картинок; - обведение контуров букв, выполненных пунктиром; - дописывание букв.
Желаю успехов!