Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 128 человек

Советы психолога: экзамены без стресса

Дата: 27 марта 2015 в 11:34

Экзамены без стресса

 

         Сейчас наступила ответственная и напряженая пора для выпускников - сдача экзаменов. От того, на сколько успешно они пройдут, зависит, может быть, вся дальнейшая судьба или несколько ближайших лет.

         Что же мы знаем о сдаче экзаменов? Задумываемся ли мы, как готовиться к ним? Что необходимо знать при проработке большого объема материала? Что нужно делать,чтобы не устать, и в тоже время хорошо подготовиться?

         Мы предлагаем вам свои рекомендации. надеемся, что они помогут вам успешно сдать экзамены.

         Прежде всего следует помнить, что экзамен - это своеобразный кризисный момент в жизни человека, а любой кризис связан со стрессом, и нужно уметь правильно вести себя, чтобы оптимально распределить и сохранить свои силы, и осуществлять конроль над ситуацией.

                   Подготовка к экзамену

         Овладение ситуацией экзамена начинается задолго до самого экзамена. Прежде всего - это подготовка учебного материала. следует помнить, что чем лучше вы знаете и понимаете материал, тем больше вы уверены в своих силах, а значит спокойнее. Задайте себе вопрос: как я готовлю учебный материал? Действительно ли мои премы и способы подготовки достаточно эффективны?

         Создайте своеобразную систему, которая поможет вам распределить знания по "полочкам", "ячейкам", чтобы их легко можно было отыскать в нужный момент. Например:

·                    Что изучает данный предмет?

·                    Из каких основных разделов состоит предмет?

·                    Что изучает каждый раздел предмета?  т.д.

         Проще говоря, вам нужно составить вашу личную "классификацию", которая похожа на матрешку, в которой все элементы "достаются" друг из друга. Лучше всего представить эту ситему в виде таблицы, рисунка, графика, и желательно в цвете, чтобы хорошо запоминалось.

         Очень важно отметить, чо весь читаемый материал лучше усваивается, когда мы работаем, не только памятью, но и мышлением, т.е. мы думаем над прочитанным, стараемся его понять.

         Желательно после каждого проработанного вопроса делать маленький перерыв, переключиться на что-нибудь другое: походить, посмотреть в окно, просто посидеть , закрыв глаза. В это время в нашем сознании происходит активная "загрузка" прочитанного материала, информация "укладывается" на то место, где она будет храниться до вашего востребования. После 2-3 часов работы нужно делать более длительные перерывы - на 30-40 минут, можно больше. Это время лучше провести на свежем воздухе и желательно с физической нагрузкой (хотя бы небольшая прогулка), чтобы дать отдых мозгу за счет баботы мышц. Чередование умственных и физических нагрузок - это ваша профилактика усталости как во время подготовки, так и во время сдачи экзаменов. Необходимо восстановить кровобращение, размять затекшие и напрягшиеся мышцы, "доставить" в мозг нужное количество кислорода.

         Внешний вид

         Все-таки по одежке встречают. Не стоит шокировать преподавателей изысканностью вкуса и богатсвом убранства. Старайтесь, чтобы вам ничего не мешало, ничто не стесняло, не сковывало движений, чтобы вам было комфортно. Поеште столько, сколько вам хочется; желудок не должен быть слишком полным или пустым; прислушивайтесь к своим ощущениям, будьте внимательны к себе.      

         Сдача экзамена

         Вы вошли в аудиторию (класс), приветливо улыбнулись комиссии, взяли билет, сказали его номер и осмотрелись, где поудобнее устроиться. Зашиваться в уголок и прятаться за спины - это признак неуверенности, к тому же может возникнуть подозрение, что вы собираетесь списывать. Лучше сесть к окошку, положить билет перед собой, некоторое время посмотреть на улицу или вперед себя, чтобы успокоиться. Дело в том, что в первые мгновения стресс так велик, что человек просто не понимает, что он читает. В это времяему кажется, что он не знает ответов на вопросы.

Некоторое время можно понаблюдать, как реагируют экзаменаторы на ответы, какие они задают вопросы, как ведут себя с отвечающими. Это пригодится, когда отвечать пойдете вы. Но не слишком увлекайтесь этим, потеряется время. На листке бумаги не следует писать подробно, а излагать ответ тезисно и стараться не мельчить, чтобы не запутаться в собственых каракулях.

         Самый ответственный момент - процедура ответа. Вы садитесь перед комиссией, кладете листок перед собой и начинаете говорить. Отследите свою позу. Не следует разваливаться на стуле, не нужно налегать на стол грудью - это не амбразура, но и не садитесь на самый краешек стула - это не совсем удобно и создает впечатление неуверенности. Во время ответа можно, естественно, пользоваться своим листком, но не читать все с него, иначе может сложиться впечатление, что вы списали. Ваш взгляд должен как бы незаметно скользить от текста к лицам экзаменаторов. Излишняя жестикуляция отвлекает преподавателей и поэтому многим не нравиться. Периондически обводите взглядом всех членов комиссии, чтобы они не подумали, что вы их игнорируете, но неслишком часто: бегающий взгляд - признак растерянности, кроме того, можно потерять ход мысли.

         Говорите не слишком быстро, не и не тяните кота за хвост. Желательно отвечать достаточно уверенно и не слишком тихо. Очень тихий голос ассоциируется с неуверенностью. Поэтому лучше потренироваться заранее, как звучит ваш голос.

         Побеждаем стресс

         Так или иначе ситуация экзамена для любого человека связана со стрессом. Стресс - это физиологическая реакция человека на определенные внешние условия. Нужно помнить о том, что наш организм защищает себя с помощью стресса, и поэтому подавлять эту сторону функционирования нашего тела ни в коем случае нельзя. Любой человек во время экзамена будет волоноваться, и это совершенно нормально. Другое дело - конроль нашего сознания над проявлениями тела. Как же можно контролировать эмоциональные состояния?

         Прежде всего нужно научиться понимать свое состояние, замечать, что ощущает ваше тело. Напряжение в мышцах хорошо снимать дыхательной гимнастикой. Не нужно настраивать себя на неприятый исход экзаменов. Ожидание неприятности, поражения, опасности обладает довольно сильным психотравмирующим действием, само по себе способно привести к стрессу или фрустрации. Нужно мысленно проигрывать позитивную (положительную) ситуацию сдачи экзамена, свою роль, тактику аргументирования рассуждений.

         В конечном итоге сдать экзамен - это благополучно пережить жизненную критическую ситуацию. Необходимо научиться с наименьшими потерями выходить из трудных ситуаций, используя как возможности психической саморегуляции, так и ваш жизненный опыт.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.